Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Доклад о реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» за 2019 год

28 Мая 2020
156
1
Скачать (загружено 34 раза)

Основные цели и задачи государственной политики в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа отражены в государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» (далее – государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года №1132-П (далее – автономный округ).

Государственная программа направлена на обеспечение развития образовательного потенциала населения и совершенствование системы образования в соответствии с социальным спросом граждан, общества и рынка труда на качественное образование.

Цель государственной программы достигается путем решения следующих задач:

1) предоставление населению доступного качественного образования всех уровней, формирование системы непрерывного образования;

2) обеспечение реализации социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций;

3) формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики автономного округа;

4) финансовое, организационно-методическое, информационное обеспечение реализации государственной программы.

5) обеспечение обучающихся полноценным горячим питанием;

6) формирование государственных механизмов оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности и прозрачности;

7) создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.

В 2019 году в рамках государственной программы осуществлялась реализация пяти подпрограмм:

подпрограмма 1 «Содействие развитию дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования»;

подпрограмма 2 «Обеспечение мер социальной поддержки в сфере образования»;

подпрограмма 3 «Модернизация системы образования»;

подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы»;

подпрограмма 7 «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» (далее-подпрограммы (ы)).

Региональные проекты национального проекта «Образование»: «Современная школа (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Успех каждого ребенка (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Поддержка семей, имеющих детей (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Цифровая образовательная среда (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Молодые профессионалы (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Учитель будущего (Ямало-Ненецкий автономный округ)» разработаны и утверждены Правительством Ямала-Ненецкого автономного округа, интегрированы в виде отдельных мероприятий с государственной программой.

В структуре государственной программы предусмотрена реализация 22 основных мероприятий, направленных на достижение 18 показателей: 4 показателя эффективности реализации государственной программы и 14 показателей эффективности реализации мероприятий подпрограмм.

Реализация государственной программы осуществлялась за счет средств федерального и окружного бюджета. Для обеспечения софинансирования выполнения мероприятий подпрограммы 3, осуществлялось финансирование за счет средств местных бюджетов.

В результате планомерной работы достигнуты следующие основные показатели результативности государственной программы.

Ямало-Ненецкий автономный округ занял первое место в рейтинге лучших регионов страны по интегральному индексу инфраструктуры образования.

В рамках исследования, которое ежегодно проводит НИУ «Высшая школа экономики» и Корпорация «Российский учебник», оценивается качество инфраструктуры четырёх уровней образования: дошкольного, общего (школьного), среднего профессионального и дополнительного.

По всем показателям, несмотря на объективные сложности с транспортной инфраструктурой и суровыми климатическими условиями, наш регион уверенно закрепился в первой десятке отличников, а по итогам – занял первое место. Регионы с близкими значениями индекса – Санкт-Петербург, Мурманская, Тюменская и Московская области.

Степень достижения целевого показателя «Уровень образования», установленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 193 за 2019 год составила 100,9% при плановом значении 100%.

Развитие системы образования на Ямале осуществлялось по актуальным направлениям, ориентированным на изменение образовательной среды в дошкольном, школьном, дополнительном и профессиональном образовании.

Результаты проведенной работы говорят об устойчивом развитии системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 2019 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к началу учебного года введены в эксплуатацию 2 объекта: детский сад на 330 мест в городе Губкинский, инклюзивный детский сад на 200 мест в г. Новый Уренгой, школа на 95 мест в селе Восяхово Шурышкарского района и учебный корпус со спортивным залом на 450 мест школы-интернат в г. Тарко-Сале.

С целью развития системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах автономного округа на 10% увеличилось количество специальных (коррекционных) групп, открыты новые центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, логопедические пункты, лекотеки.

В 2019 году детский сад «Ёлочка» г. Надыма получил статус федеральной инновационной площадки по реализации проекта «Гостевая группа как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ» на базе услуг консультационного центра.

Продолжено развитие системы вариативного профильного обучения в ямальских школах. Охват профильным обучением обучающихся 10-11 классов составляет 96%, число профильных направлений увеличилось с 41 до 43 (200 классов / более 2,5 тыс. обучающихся).

Для каждого третьего старшеклассника организована профессиональная подготовка по 36 профессиям на базе 83 школ и 7 колледжей одновременно с получением среднего общего образования. Предпринятые меры позволили увеличить охват школьников профессиональной подготовкой с 1920 до 2210 обучающихся.

Созданы учебные пособия на ненецком, хантыйском и селькупском языках для 5-9 классов. В штатном режиме организовано изучение родных языков (ненецкий, хантыйский, селькупский, коми) по новым учебным пособиям в 1-4 классах.

Впервые ямальские учебники по изучению ненецкого и хантыйского языков для 1-4 классов вошли в федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345).

Документ об основном общем образовании получили 97,8% выпускников. 310 девятиклассников сдали все четыре экзамена на «отлично».

Анализ среднего балла показал положительную динамику по математике профильного уровня, информатике, истории, литературе и английскому языку. Рост среднего балла соответствует общероссийским тенденциям.

Наблюдается увеличение количества 100-балльников по сравнению с прошлым годом- 19 выпускников текущего года набрали максимально возможные 100 баллов (в 2018 – 9).

В округе ведется планомерная работа в части профилактики социального сиротства, улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения права жить и воспитываться в семье.

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, от общего числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей составила 100%, при плановом значении на 98,75%.

Процент устройства детей-сирот в семьи граждан увеличен с 94 % в 2015 г. до 97 % в 2019 г., численность воспитанников в детских домах сокращена на 39 человек (или на 61 %).

Впервые более трети выпускников ямальских колледжей участвовали в апробации демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по 8 компетенциям («электромонтаж», «обслуживание грузовой техники», «ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «дошкольное воспитание», «преподавание в младших классах», «веб-дизайн и разработка», «медицинский и социальный уход», «сухое строительство и штукатурные работы»). К подготовке кадров подключились крупные нефтегазодобывающие компании округа.

Созданы условия по 32 компетенциям Ворлдскиллс в шести колледжах. Результатом стали успехи на четвертом финале национального чемпионата – в компетенции «охрана труда» – серебряная медаль, в компетенциях «фотография» и «дошкольное воспитание» – бронзовые медали.

Каждый второй мастер и преподаватель сертифицированы как эксперты для проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» и демонстрационного экзамена в Союзе Ворлдскиллс.

На Ямале впервые проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по пяти специальностям укрупненной группы 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации на базе корпоративного ресурсного учебного центра Муравленковского многопрофильного колледжа. Участники – 26 студентов из 19 колледжей и техникумов 18 регионов страны. Студент Газпром техникума Новый Уренгой, занял второе место.

Проекты Ямала «Рабочие кадры для Арктики», «Ресурсная база для совместной подготовки кадров колледжем и предприятием», «Студенческие кампусы Ямала» включены экспертами в ТОП-50 проектов национального трека деловой программы 45-го мирового чемпионата Ворлдскиллс в Казани.

Проект «Рабочие кадры для Арктики» - включен в перечень проектов для рассмотрения на акселерационной сессии Агентства стратегических инициатив в рамках инициативы «100 лидеров развития новых подходов в образовании».

В автономном округе с 2012 года для повышения эффективности реализации государственной политики в сфере образования, улучшение социально-экономических условий труда, а также повышения престижа работы на должностях педагогических работников в образовательных организациях в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется проект «Новый учитель Ямала».

По итогам конкурсных отборов 146 учителей пополнили педагогические коллективы школ, разработали индивидуальные инновационные проекты и реализовали их при поддержке школ. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в общеобразовательных организациях автономного округа возросла с 20% в 2012 году до 23,8% в 2019 году.

Продолжена реализация гранта «Новый учитель Ямала». В 2019 году с целью распространения положительного опыта реализации гранта «Новый учитель Ямала» учреждён преемственный грант «Я - воспитатель Ямала». Размер гранта аналогичен размеру гранта «Новый учитель Ямала» - 600 тысяч рублей. Каждому муниципальному детскому саду или школе, трудоустроившей получателя гранта, «Новый учитель Ямала», предоставляется 300 тысяч рублей.

По итогам конкурсного отбора в 2019 году получателями гранта «Новый учитель Ямала» в размере 600 тысяч рублей стали 25 учителей, грант «Я - воспитатель Ямала» получили 9 воспитателей.

Автономный округ активно включился в реализацию национального проекта «Образование».

В рамках мероприятий проекта «Современная школа» обновлены программы повышения квалификации по направлению «Технология». Прошли курсы повышения квалификации на региональном уровне 106 учителей информатики и ОБЖ.

Впервые открыты 10 центров цифрового и гуманитарного профилей центров, из них 8 центров оборудованы в результате конкурсного отбора на предоставление субсидии из федерального бюджета.

Развернутые в центрах пространства для 3D моделирования и прототипирования, медиазон, коворкинг зон обеспечили школам возможность изменить условия для проведения уроков в цифровом формате, расширить охват техническим творчеством в 7 отдаленных поселениях автономного округа. У жителей сельских поселений и малых городов появилась возможность использовать оборудование Центров для освоения новых IT компетенций.

Главная задача при реализации проекта «Успех каждого ребенка» – помочь детям получить знания, сформировать компетенции, благодаря которым учащиеся смогут самореализоваться.

Приняты меры для выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей. В три раза увеличится количество проводимых мероприятий с лучшими педагогами региона, с привлечением ведущих экспертов вузов, разработчиков олимпиадных заданий.

В этом году в автономном округе впервые проведены Олимпиадные интенсивные школы по математике, физике с участием преподавателей МФТИ. С 2020 года география сотрудничества с ведущими федеральными центрами будет расширена: увеличен охват участников в образовательных сменах центра «Сириус», образовательного фонда «Талант и успех» и др.

Инструментами для развития инженерных компетенций (аддитивные, лазерные, виртуальные технологии) стала сеть мобильных технопарков.

В 2019 году для ребят из сельских территорий открыты мобильные технопарки (Приуральский, Надымский, Тазовский, Шурышкарский, Пуровский районы), реализующие инженерно-технические направления - виртуальная реальность, промышленный дизайн, робо и IT-квантумы.

Эти мероприятия обеспечили прирост детей, охваченных техническим творчеством, до 20%.

В большинстве сельских школ модернизованы мастерские по предмету «Технология».

В 2019 году установлено современное оборудование для мастерских в коррекционных школах городов Новый Уренгой, Ноябрьск и Губкинский.

Региональным проектом «Современная школа» в 2020 году предусмотрено завершение реконструкции двух сельских школ Тазовского (с. Антипаюта, школа на 300 мест) и Шурышкарского районов (с. Горки, школа на 325 мест), что позволит создать современную образовательную среду обучения и воспитания школьников из сельских территорий.

Создание современных мастерских по «Технологии», применение сетевых форм с участием колледжей, мобильных технопарков, внедрение цифровых комплексов на базе виртуальной и дополненной реальности – эти и другие мероприятия нацелены на создание нового технологического образования.

Автономный округ активно подключился к реализации федерального проекта «Билет в будущее». Более 1,4 тысяч школьников 6-11 классов 128 школ приняли участие в проекте по компетенциям Веб-дизайн и разработка, Мобильная разработка, Графический дизайн, Информационная безопасность, Виртуальная реальность. Участниками профориентационных уроков «Проектория» стали около 7000 тысяч школьников и студентов колледжей.

Школьники и студенты ямальских колледжей активно включились в реализацию регионального проекта «Социальная активность». Более 28 тысяч ребят округа участвуют в волонтерском движении.

В ходе реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» создан Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Специалисты центра оказывают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в развитии, и родителям в кризисной ситуации.

В целях поддержки семейного воспитания во всех муниципалитетах автономного округа созданы консультационные центры для оказания помощи родителям.

На базе детских садов, школ, служб сопровождения замещающих родителей создано 77 консультационных пунктов консультационной, методической помощи родителям. В 2019 году помощь родителям стала доступней.

К 2024 году запланировано создать 185 пунктов консультационной, методической помощи родителям.

Сквозной технологией в каждом региональном проекте становится цифровизация.

Региональным проектом «Цифровая образовательная среда» продолжена системная модернизация материально-технической базы учреждений округа. С помощью участия и победы в 2019 году в 4 конкурсных отборах регионов на предоставление федеральной субсидий будет обновлено оборудование в 77 школах и 4 колледжах в 2020 году, остальных организаций в 2022 году. Создание 7 цифровых центров IT-куб с помощью федеральных средств запланировано с 2021 по 2023 годы.

Высокоскоростной Интернет в каждой школе к концу 2021 года позволит обеспечить доступ ребят к качественному цифровому образовательному контенту известных преподавателей, к конкурсам и к олимпиадам, к работе над совместными онлайн-проектами со сверстниками из других регионов, со всего мира. Для создания соответствующих технических возможностей в 44 образовательных организациях за три года (2019-2021) будут проведены работы по повышению скорости Интернет-соединения за счет федеральных средств (100 Мбит/с – город, 50 Мбит/с – село).

Наборы цифровых решений для системы образования позволят сократить время на выполнение рутинных операций, связанных с заполнением отчетности, проверкой заданий, информированием общественности об образовательной деятельности и другие.

Важная роль в подготовке к участию в национальной системе профессионального роста педагогических работников отводится региональному проекту «Педагогический статус». Ямальские педагоги, получившие статусы «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» качественно меняют не только свою компетентность, но и положительно влияют на профессиональное развитие коллег.

Впервые состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя, с участием Губернатора автономного округа. В ходе встречи состоялась дискуссия по итогам которой принят ряд решений, направленных на дальнейшую поддержку и развитие образования. Высказаться могли и те, кто следил за встречей в прямом эфире аккаунта Губернатора автономного округа в Инстаграм.

По завершению встречи Губернатор Ямала вручил награды педагогам региона, ученики которых регулярно показывают высокие результаты в интеллектуальных соревнованиях всероссийского и международного уровней, а также набирают 100 баллов по предметам Единого государственного экзамена.

Наградами отмечены педагоги из Ноябрьска, Нового Уренгоя, Муравленко, Лабытнанги, Губкинского, Салехарда, а также Шурышкарского, Надымского, Пуровского и Ямальского районов.

Департаментом образования автономного округа в текущем году проведены масштабные мероприятия по обсуждению с профессиональным сообществом, широкой общественностью, с участием ведущих российских экспертов основных вызовов и проблем обеспечения региональных проектов национального проекта «Образование»: IV Арктический образовательный форум «Лидерство в ямальской системе образования: от прорывных идей к эффективной реализации проектов» (19-20 марта, г. Салехард), стратегическая сессия «Реализация национального проекта «Образование»: перезагрузка системы управления» (21-23 марта, Салехард), региональное совещание педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа «Национальный проект «Образование»: точки роста» (27 - 31 августа, гг. Салехард, Муравленко, Новый Уренгой).

В ходе данных мероприятий состоялось широкое информирование педагогов, родителей, широкой общественности о планируемых преобразованиях, разработаны проектные предложения, нормативно-правовые и ведомственные решения, набор управленческих решений по практической реализации стратегических целей и задач региональных проектов на всех уровнях управления.

Проведенные мероприятия позволили определить ключевые точки роста и механизмы реализации региональных составляющих федеральных проектов, разработать различные командные продукты, направленные на развитие продвижение системы образования округа вперед – к достижению качественных результатов.

В отчетном периоде продолжена работа по совершенствованию нормативно - правовой базы автономного округа в сфере образования.

Осуществлено правовое сопровождение и внесение на рассмотрение Законодательного Собрания автономного округа шести проектов законов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг и государственных функций при осуществлении переданных государственных полномочий приведение нормативных правовых актов автономного округа в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними в соответствие с федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Проекты законов направлены на улучшение положения участников образовательного процесса, социальной защищенности отдельных категорий граждан.

В рамках нормотворческой деятельности разработано и принято 18 постановлений Правительства автономного округа, 2 постановления Губернатора автономного округа, 6 распоряжений Правительства автономного округа.

Информационная политика департамента образования автономного округа формировалась на основе Концепции информационной политики в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа и ежегодного Плана информационного сопровождения проектов в сфере образования.

В 2019 году в рамках проведения «Информационных вторников» для журналистов региональных СМИ состоялось 12 пресс-конференций и брифингов. За год размещено более 3 тысяч материалов на официальном сайте департамента, в региональные СМИ направлено более тысячи пресс-релизов.

Организован выпуск тематических программ и регулярных тематических страниц и разделов в СМИ, посвященных вопросам образования. Организовано освещение работы департамента образования в теле-радио-эфире ГТРК «Ямал», в газете «Красный Север», в информационном агентстве «Север-Пресс». В эфире радио ОГТРК «Ямал-Регион» в течение года было размещено более 30 информационных сюжетов с участием директора и специалистов департамента, в эфире телевидения ОГТРК «Ямал-Регион» - около 50.

За 2019 год организована работа по взаимодействию с гражданами в социальных сетях (зафиксировано более 400 обращений).

Это позволило в оперативном режиме информировать граждан по интересующим вопросам, учитывать их предложения в работе.